gala_white_goth (gala_white_goth) wrote,
gala_white_goth
gala_white_goth

Плывущие кони.

Неспешно прогуливаясь по Гоголевскому бульвару в центре Москвы, вы вдруг видите лошадиные головы. Необычная скульптурная композиция поначалу вызывает удивление. Приглядевшись, вы понимаете, что все эти кони куда-то плывут, а за ними на массивном постаменте в рыбацкой лодке плывет мужчина. Во взгляде его – тоска и какая-то суровая мечтательность. Все, что вы видите, не галлюцинации и не мираж, а памятник писателю Михаилу Шолохову. Бронзовый монумент был установлен 24 мая 2007 года в день 102-ой годовщины со дня рождения писателя.


Автор романа-эпопеи «Тихий Дон» будто чудом попал с казачьей реки в этот старинный уголок столицы. Шолохов в телогрейке сидит спиной к клином плывущим лошадям, устало опустив весла в застывший камень. Более десятка коней и жеребенок, задрав головы, плывут куда-то. Реалистичности этой композиции придает вода. Фонтан стал оригинальным дополнением к монументу. Кажется, что лошади и правда борются с водной стихией, и тогда в памяти появляется стихотворение Бориса Слуцкого, ставшее известной песней: «Лошади умеют плавать. Но – нехорошо. Недалеко».




А шолоховские кони все не сдаются, все силятся преодолеть бесконечность каменной реки: «Плыл по океану рыжий остров. В море в синем остров плыл гнедой. И сперва казалось – плавать просто, океан казался им рекой». Памятник навевает мысли о поэзии, литературе, нашей истории. Ведь конские головы, по замыслу скульптора, это воплощение двух великих сил, завязавших борьбу после революции 1917 года. Гранитные лошади стали символичными образами русских людей, которые во время Гражданской войны раскололись на два лагеря. Кони плывут в разные стороны, как когда-то красные и белые выбрали противоположные пути. Лишь жеребенок не может определиться, за кем же ему следовать. Лодка и плита с конскими головами сильно наклонены в сторону центра бульвара к пешеходной зоне. Случайные пешеходы, бывает, вздрагивают от неожиданности, увидев перед собой трагичный памятник потонувшей в крови эпохе.

Необычный монумент – работа скульптора Александра Рукавишникова, который воплотил в жизнь идею своего отца Иулиана Рукавишникова. Памятник не сразу удалось установить, и задумка ждала своего часа около двадцати лет. Теперь, когда видишь сквозь зелень бульвара писателя в лодке, кажется, что он был здесь всегда, монолитно возвышаясь над плывущими вдаль лошадьми. Памятник вызвал неоднозначную реакцию среди властей и жителей города. Его хотели перенести, отключали фонтан, но несмотря ни на что и Шолохов, и кони все еще плывут по Гоголевскому бульвару.


Доплывут ли донские кони до берега, потонут ли, неизвестно. Напряженные, нервные морды лошадей вот-вот, кажется, высоко поднимутся над тонкой водной гладью и навсегда исчезнут под каменной брусчаткой. Но это лишь игра воображения. Все остается на своих местах, а вы уходите дальше, оставляя за своей спиной каменный табун и сурового летописца эпохи.

Елена Потапова
Материал horse-park.ru  "Лошади умеют плавать, но не далеко, не глубоко"

Отсебятинка: концепт мощный, но очень уж трагический. И стихотворение Слуцкого я не люблю по тем же причинам.
Tags: город, искусство, кони
Subscribe

  • Пришельцы полуночи или "бумага, золото, цвет"

    Ныне отпущаеши... Домучила и домучилась. (Все-таки хочется на волю, на природу, чтоб "неспешные" прогулки пешком (потому что крейсерская у…

  • Кони Фаэтона V.2

    Я не торопилась, хотя были планы закончить её ближе к рождеству. Но общее состояние, депра, бытовушка - всё это сильно расхолаживает. Но у зимы есть…

  • С наступающим! v.2

    Ну напрашивалось оно, да. Потому что "гад" и год того-с, соответствующий. Поэтому - небольшая вольность и крупицу чёрного юмора. И надеюсь,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments